19-я Казахстанская Международная выставка «Здравоохранение»

Октябрь 2024 год

19-я Казахстанская Международная выставка «Здравоохранение»

Октябрь 2024 год

Международный и казахстанский опыт единой дистрибуции лекарств

МИРОВОЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ЛЕКОБЕСПЕЧЕНИЯ

Представляем вашему вниманию публикацию из серии аналитических обзоров Единого дистрибьютора ТОО «СК-Фармация» в рамках Национального проекта «Здоровье нации».

Пандемия показала, насколько острым и срочным может стать вопрос лекарственного обеспечения в чрезвычайных ситуациях, когда определенные препараты вдруг требуются в больших объемах.

Здравоохранение является второй по величине областью расходов для правительств (более 9% ВВП). От того, насколько эффективно выстроена система государственных закупок лекарственных препаратов, зависит уровень лекарственной безопасности страны, ключевым фактором которой является бесперебойность и достаточность препаратов для всех граждан, в том числе в условиях экспоненциального спроса. Для снижения закупочных цен в мире используются разные механизмы: долгосрочные контракты, прямые переговоры с производителями, риск-шерин, централизованные/совместные закупки – они все могут рассматриваться перспективными инструментами модернизации действующей системы государственных закупок и лекарственного обеспечения.

Одним из значимых инструментов профилактики дефицита может быть переход на централизованную систему закупок, которая должна способствовать возможности планирования и межрегионального распределения лекарственных средств по потребностям, усилить переговорную позицию государства в вопросах снижения цены и увеличить охват пациентов государством.

Глобальные закупочные инициативы

Мировая практика закупок показывает, что централизованный закуп как важная социальная функция в мире осуществляется, как правило, организациями, являющимися частью или связанными с уполномоченными органами в сфере здравоохранения. В Аргентине, Индии, Новой Зеландии, Эстонии централизованный закуп на государственном уровне осуществляется министерством здравоохранения. В референтных моделях, схожих с РК по ряду важных критериев, централизованный закуп осуществляется государственными структурами или агентствами по закупу, подчиняющимся государственным структурам.

В Австралии централизованный закуп ЛС осуществляется Агентством по закупу, подчиняющимся Управлению здравоохранения Австралии; в Дании - Агентством по закупу, подчиняющимся региональным органам власти, как и Норвегия; в Сербии - Национальным Фондом обязательного медицинского страхования, подчиняющего государству; в Саудовской Аравии - Агентством по закупу, финансируется за счет гос.бюджета и сгенерированной агентством прибылью благодаря наценке на ЛС; В США - фармацевтическими дистрибьюторами, являющимися лидерами мирового опта — McKesson, AmerisourceBergen и Cardinal Health консолидировали более 90% продаж американского рынка и около 45% продаж всей фармацевтической продукции в мире.

Фармацевтическая дистрибьюция в США, Европе и России

a

Практика закупок, способная гарантировать более конкурентноспособные цены, улучшив обеспечение пациентов лекарственными средствами

b

Общепринятые основы осуществления закупок и размещения заказов сформулированы в ряде международных документов, таких как, например, Директивы ЕС, Многостороннее соглашение о государственных закупках в рамках ВТО, документы Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Международные организации разрабатывают механизмы осуществления централизованных закупок товаров и услуг для нужд своих подразделений, а также для содействия странам-участницам в их борьбе с пандемией COVID-19.

В целях проведения закупок товаров и услуг Организация Объединенных Наций еще в 1990 г. сформировала специальную площадку – Глобальный рынок ООН (ГРООН). Рынок ООН состоит из множества специализированных агентств, аффилированных программ, фондов и различных вспомогательных органов.

В 1999 году Межведомственной группой фармацевтической координации (IPC) при участии UNICEF, Фонда народонаселения ООН (ЮНФПА), ВОЗ и Всемирного Банка были разработаны и внедрены четыре стратегические цели и двенадцать принципов деятельности в сфере надлежащей практики закупок лекарственных средств. Одно из них - достижение как можно более низких совокупных затрат. Правительствами 24 стран-членов ЕС был запущен план взаимодействия с целью проведения совместных закупок пандемических вакцин. Также был поддержан проект «Здоровое старение - государственные закупки инноваций (HAPPI)», нацеленный на объединение усилий европейских государственных органов, осуществляющих закупки в сфере здравоохранения для их совместной деятельности.

В апреле-июле 2015 года Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Меморандум о взаимопонимании для совместного обсуждения цен на препараты для лечения орфанных заболеваний, а Болгария и Румыния сообщили о своем намерении осуществлять совместную закупку высокозатратных лекарств. Совместная инициатива стран Бенилюкса и Австрии (BeNeLuxA Initiative, к которой в 2018 г. присоединилась Ирландия) по лекарственной политике, стартовавшая в 2015 г., имеет в своем активе ряд достижений, в том числе согласование цены на нусинерсен с компанией «Biogen» в 2018 г.

Также в 2015 г. начал работать Скандинавский фармацевтический форум (Nordisk Lægemiddel Forum), объединивший Данию, Исландию, Норвегию и Швецию.

Сотрудничество Болгарии и Румынии по закупкам высокостоимостных лекарственных средств также берет начало в 2015 г., а в июне 2016 г. к ним присоединились, подписав Софийскую декларацию, еще 9 стран — Хорватия, Эстония, Венгрия, Латвия, Македония, Польша, Сербия, Словакия и Словения.

В 2015 году с целью сотрудничества в сфере закупок лекарственных средств был также учрежден Скандинавский фармацевтический форум.

В июле 2016 года Совет Европейского союза издал ряд рекомендаций, которые способствуют ценовой доступности лекарств и лекарственного обеспечения. В их числе рекомендация по добровольному сотрудничеству между соответствующими органами государственной власти каждой из его стран-членов.

В сентябре 2016 года Европейское бюро ВОЗ обозначило, что практика закупок, способная гарантировать более конкурентоспособные цены и улучшить обеспечение пациентов лекарственными средствами, подразумевает:

- укрупнение объемов в единый пул на разных уровнях (Бразилия, Болгария, Кипр, Хорватия, Дания, Финляндия, Грузия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Мальта, Республика Молдова, Польша, Португалия, Румыния, Шотландия, Сербия, Словения, Республика Сербская, Таджикистан, Украина, Великобритания);

- использование рамочных соглашений (Бельгия, Болгария, Хорватия, Дания, Финляндия, Франция, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Шотландия, Словения, Республика Сербская, Великобритания, США)

- проведение закупа через международные закупочные агентства (глобальный механизм по обеспечению лекарственными средствами, ПРООН, ЮНИСЕФ, БАПОР).

В мае 2017 г. Кипр, Греция, Италия, Мальта, Португалия и Испания подписали Валлеттскую декларацию по оценкам и закупкам новых лекарств. Позже к ним присоединились Хорватия, Ирландия, Румыния и Словения.

В июне 2018 г. представители национальных агентств по оценке технологий здравоохранения Финляндии, Норвегии и Швеции подписали меморандум об учреждении сотрудничества FINOSE для совместной оценки клинической и экономической эффективности.

В 2019 году Китай приступил к реализации пилотной программы централизованных закупок и использования лекарственных препаратов, чтобы значительно сократить расходы населения на лекарства. На сегодняшний день уже состоялся пятый раунд групповых закупок лекарственных средств. Лекарства, отобранные в рамках пятого раунда новой централизованной программы закупок лекарств правительством Китая, будут в среднем на 56% дешевле, чем обычно, для тех государственных медицинских учреждений, которые их закупают, по данным Национального управления безопасности здравоохранения КНР.

В период пандемии COVID-19 Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) объявил тендер на поставку средств индивидуальной защиты (СИЗ) для удовлетворения нужд таких организаций, как ВОЗ, МАГАТЭ, ПРООН, ЮНИСЕФ, Международная организация по миграции, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Важным условием тендера является способность поставщиков немедленно предоставить продукцию со складов для ее оперативного использования в целях противодействия COVID-19.

Пандемия COVID-19 оказывает постоянное давление на производственные мощности мировых производителей и глобальные цепочки поставок. Организации системы ООН столкнулись с теми же проблемами в сфере закупок, что и отдельные государства: закрытие границ, прекращение авиасообщения, карантинные меры, завышение цен, предложение, которое не удовлетворяет уровень спроса. Основными поставщиками СИЗ для организаций ООН были китайские производители, которые из-за введенных ограничительных мер не могли выполнять условия контрактов. Краткосрочные и долгосрочные проблемы рынка по-прежнему сохраняются из-за ограниченной доступности сырья, а также неопределенности в масштабах потребностей и продолжительности спроса на продукцию.

Еще в 2009 г. вспышка инфекции H1N1 подчеркнула ряд проблем, касающихся покупательной способности стран Европейского союза и доступа к вакцинам и лекарствам в периоды пандемий.

В 2010 г. Европейский совет поручил Еврокомиссии начать разработку механизма совместных закупок вакцин на случай возможной пандемии.

В 2014 г. государства – члены Европейского союза заключили Соглашение о совместных государственных закупках в сфере медицинских контрмер (далее – Соглашение), которое стало основой механизма противостояния трансграничным вызовам в области здравоохранения. Соглашение было подписано 37 странами, включая все страны ЕС и Европейской экономической зоны, Албанию, Боснию и Герцеговину, Северную Македонию, Сербию, Черногорию. Стороной Соглашения по-прежнему остается Великобритания. Целью реализации механизма совместных закупок является обеспечение справедливого доступа к конкретным медицинским контрмерам и повышение безопасности поставок, а также установление более сбалансированных цен для стран – участниц ЕС. Сообща государства могут выступать как крупный заказчик, что обеспечивает лучшие цены и позволяет осуществлять первоочередные поставки в наиболее нуждающиеся страны. Чтобы быть подготовленными к возникновению серьезной трансграничной угрозы в сфере здравоохранения, учреждения ЕС и страны, присоединившиеся к Соглашению, могут участвовать в процедуре совместных закупок вакцин, противовирусных препаратов, диагностических наборов, медицинской техники, средств индивидуальной защиты, медицинских услуг. Механизм совместных госзакупок призван обеспечить:

· лучшую подготовленность государств к пандемиям;
· повышение покупательной способности отдельных государств;
· содействие обмену лучшими практиками и экспертным мнением между странами.
По состоянию на апрель 2020 г. Евросоюз осуществил четыре закупки, связанные с пандемией COVID-19, с использованием механизма совместных закупок: приобретение медицинских масок, средств индивидуальной защиты, аппаратов ИВЛ и диагностических наборов. Общая стоимость приобретенных СИЗ составляет 1,5 млрд евро, стоимость аппаратов ИВЛ – 790 млн. Всего в закупках приняли участие 25 европейских государств. Находясь на этапе выхода из ЕС до 31 декабря 2020 г., Великобритания также имела право принимать участие в закупках, но правительство отказалось от предложенной схемы.

Помимо этого, за последние 15 лет надгосударственные/глобальные инициативы финансирования и закупок, связанные с конкретными вмешательствами и заболеваниями, оказали огромное воздействие на обеспечение новыми высококачественными лекарственными средствами. К ним принадлежат Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации (Gavi, Vaccine Alliance), Глобальный механизм по обеспечению лекарственными средствами (Global Drug Facility, GDF), Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулёзом и малярией (Global Fund to Fight AIDS, Tuberculosis and Malaria) и т.д. (49-52). Эти организации проводят глобальные тендеры на отдельные препараты, благодаря чему им удалось достичь развития рынка и повысить наличие препаратов-генериков, характеризующихся ценовой доступностью. Одним из достижений Глобального механизма по обеспечению лекарственными средствами является снижение стоимости 24-месячного курса лечения одного больного туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью на 26%.

Глава центрального агентства по закупкам Федеральной земли Шлезвиг Гольштейн в Германии в числе основных уроков пандемии в вопросах закупок назвал необходимость централизации в условиях кризиса, а также наличие возможности (технической и правовой) для электронных торгов, международное сотрудничество и сотрудничество между разными уровнями власти (федерацией и землями). Особые трудности вызвали вопросы координации мер, сложность устройства рынков (недоступность товаров, материалов, нарушение цепочек поставок).

Казахстанская система лекобеспечения

Что же касается Казахстана, то ответной мерой нашей республики стало создание в 2009 году Единого дистрибьютора. Результаты десяти лет его деятельности свидетельствуют о том, что решение было более чем верным, так как достигнута существенная экономия бюджетных средств. Доступность лекарственной помощи является важной составляющей доступности медицинской помощи. В условиях пандемии и текущего мирового финансово-экономического кризиса этот инструмент приобретает особое значение для экономической и социальной эффективности государства в лекарственном обеспечении.

«СК-Фармация», как Единый дистрибьютор обеспечивает лекарственными средствами медицинские организации и население республики в рамках ГОБМП, системе ОСМС, кроме того, обеспечивает развитие фармацевтической промышленности путем консолидации государственных закупок лекарственных средств. Всего, за годы работы«СК-Фармация», былосэкономлено более 162,9 млрд. тенге. Такому результату благоприятствовали централизация закупки и консолидация объема потребности со всех регионов.

 d

e

Экономия достигается благодаря централизации закупа и консолидации объема потребности со всех регионов. Поставщики идут на значительное снижение цены, когда централизованно закупается объем для целой республики. И вот эта разница между выделенным бюджетом и фактически использованными суммами, и составляет экономию. Освободившуюся разницу медорганизаций направляют на дополнительный закуп лекарств.

Кроме того, у Единого дистрибьютора есть эффективные механизмы для снижения цены. К примеру, безналоговые препараты закупаются без посредников напрямую у самих заводов-изготовителей, а еще через международные организации. Из закупочной цепи исключается посредник. При этом часть логистических расходов (сертификация, таможенная очистка) берет на себя Единый дистрибьютор, тогда как в обычных случаях, когда товар закупается через дистрибьюторов, все подобные расходы уже включены в себестоимость при закупках через систему единой дистрибуции. Практика заключения прямых договоров и международные организации приносят свои плоды. В этом году экономия только по контрактам в рамках закупа напрямую у производителя составила более 5,3 млрд. тенге.

 f

Вместе с тем, закуп через ЮНИСЕФ позволил увеличить охват ВИЧ – больных с 6 тысяч до 18 тысяч человек за счет снижения цены специфичных препаратов. Закуп через ПРООН - это увеличение охвата больных Гепатитом «С» с 4 тысяч до 18 тысяч человек.

Экономия по итогам закупа отмечается и при закупе в рамках долгосрочных договоров с отечественными товаропроизводителями, что говорит о том, что развитие отечественного фарминдустрии — это не только обеспечение национальной лекарственной безопасности страны, но и возможность экономии бюджетных средств.

g

Но наибольшее снижение цены достигается благодаря аукциону на понижение цены, который проводится в рамках двухэтапных тендеров по закупу лекарств. Именно этот этап по результатам серьезной конкурентной борьбы между поставщиками обеспечивает львиную долю экономии бюджетных средств через закупочные процедуры.

Это только фактическая экономия, без учета в расчет те скачки цен, которые могли бы произойти из-за курсовой разницы, когда «СК-Фармация» выступает своего рода буфером, защищая население от дефицита в лекарствах из-за повышения цен, поскольку заблаговременное проведение тендерных процедур позволяет сохранить прежние цены закупа на лекарства, а также, в случае с прямыми договорами с иностранными производителями, международными организациями принимая на себя все валютные риски.

Таким образом, за 10 лет работы, система единой дистрибуции в полной мере оправдала себя как инструмент минимизации рисков за счет централизованного закупа, сдерживая рост цен на фармацевтическую продукцию в рамках ГОБМП, уменьшив долю посредников в виде локальных коммерческих дистрибьюторов.

В этой связи Казахстан, имея такой уникальный государственный инструмент как Единая дистрибуция, несомненно, находится в выгодном положении. При этом ВОЗ всемерно поддерживает консолидацию закупок лекарственных средств и медицинских изделий не только внутри страны, но и работает в направлении усиления сотрудничества между странами в проведении совместных закупок.

Опыт предыдущих лет свидетельствует, что система единой дистрибуции за счет организации централизованного закупа минимизирует риски в любых экономических условиях и обеспечит стабильность.

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, привнес значительные изменения во многие сферы жизнедеятельности. Сфера государственных закупок не стала исключением: изменились условия функционирования, сформировались новые и обострились традиционные вызовы. Страны вынуждены подстраиваться под сложившиеся условия и искать пути решения (зачастую нестандартные) возникающих трудностей. В некотором смысле текущий кризис возложил особую ответственность на систему государственных закупок, поскольку от эффективности ее функционирования в чрезвычайных ситуациях напрямую зависят жизни людей.

Вместе с тем, пандемия COVID-19 может стать дополнительным стимулом в процессе реформирования системы государственных закупок. Новые вызовы должны рассматриваться как возможность реальных и фундаментальных изменений, а сама реформа государственных закупок – как катализатор совершенствования государственной политики и привлечения гражданского общества и других заинтересованных сторон.

 Список источников:

1) Официальный сайт Евро союза - https://ec.europa.eu/health/security/preparedness_response_en

2) Государственные закупки в период пандемии COVID-19 - https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-procurement.PDF

3) Трудности и возможности, которыми сопровождается оптимизация обеспечения лекарственными средствами в Европейском регионе ВОЗ с помощью эффективных госзакупок - https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/334537/Challenges-opportunities-improving-access-medicines-efficient-public-procurement-ru.pdf

4) Официальный сайт Организаций экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - https://www.oecd.org/gov/public-procurement/health/

5) Государственные закупки услуг в праве Европейского Союза: общая характеристика и ключевые понятия - https://www.hse.ru/data/2011/12/26/1261528641/22-57.pdf

6) BBnews - https://www.bbc.com/news/explainers-52380823

7) Фармвестник «Мировой рейтинг фармацевтических дистрибьюторов по итогам 2018 года» - https://pharmvestnik.ru/articles/Pravyashaya-troika.html

8) Специализированное медицинское интернет-издание «Аптека.UA» - https://www.apteka.ua/article/501037

9) Интернет-издание Pandia.ru «Тенденции развития мировой фармацевтической дистрибьюции» - https://pandia.ru/text/80/666/28227.php

10) Официальный сайт Посольства Китая - http://tm.china-embassy.org/rus/zgyw/t1718778.htm

Источник: Пресс-служба ТОО "СК-Фармация"

  • Создано .